Бруева Т.А.
|
РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ |
Библиотечная наука (и не только библиотечная) не может дать исчерпывающего ответа на вопрос о том, как информировать руководителя. Мы не предлагаем здесь систематического анализа огромного материала о достижениях и проблемах в этой области. Наша цель – обратить внимание на то, что, несмотря на усилия философов, библиотековедов, информатиков, решающих эту проблему, она представляется нам и сегодня актуальной. Управление связано с использованием и созданием информации, это положение не подлежит сомнению. Пробное анкетирование руководителей вузов культуры (декабрь 2000) показало, что информация, подготавливаемая информационной службой, в каждом отдельном акте принятия решения может быть в равной мере: необходимой; уступать место знаниям руководителя, его опыту; интуиции; а может быть использована в последнюю очередь или совсем не использоваться. Порой на первое место может выйти сложный комплекс мотиваций, определяемых внешней средой, самооценкой лидера организации, его заблуждениями, личными симпатиями и антипатиями, этикой. Изучение литературы позволяет отнести исследования, касающиеся информационного обеспечения управления к двум основным направлениям: - анализ процессов принятия решений; - разработка автоматизированных систем поддержки в процессе принятия решений. Эти проблемы изучаются не один десяток лет. 70-е гг. – бум библиотечных исследований информационных потребностей (ИП) разных категорий потребителей, в том числе и управленцев высшей школы. Исследовалась их профессиональная деятельность, составлялись классификации руководителей (Н.П. Игумнова, Т.В. Девтерова). Системы информационно-библиографического обслуживания, разработанные в то время, отражали состояние высшего профессионального образования своего времени. Основная концепция, используемая тогда исследователями – деятельностный подход к изучению ИП. Сейчас прослеживается переход к другим когнитивным приёмам. При изучении процессов принятия управленческого решения всё больше внимания уделяется интуиции, противопоставляемой рациональной логике (М.И. Панов). Действительно, прежний метод изучения информационных потребностей требует расширения. Теперь ИП формируются под влиянием причин, ранее не существовавших или не учитывающихся. Это, например, отход от узкой специализации, синергетичность современного знания, смена ценностных ориентаций. Основным достижением исследований 70–80-х гг. стал технологический подход к решению практических задач информационно-библиографического обеспечения деятельности. Автоматизированные системы поддержки в процессе принятия решений разрабатывались ещё в 60–70 гг., например, Стенфордским исследовательским институтом, а в нашей стране МГТУ им. Н.Э. Баумана. В 90-е гг. наступило некоторое охлаждение к автоматизированным системам управления высшей школой, так как в силу ряда объективных и субъективных причин не был получен ожидаемый эффект от их внедрения. Современные интеллектуальные системы, создаваемые в основном для государственного аппарата управления используют методы игрового моделирования. Есть и другие, новые подходы в этой области, например, технология «data mining» или «knowlege discovery in databases» - KDD, основанная на интеллектуальном анализе данных, описывающих изучаемый объект, принятые в прошлом решения, их результаты. Технологии KDD включают в себя компоненты нечеткой логики, нейронных сетей, статистики и эффективны в решении задач из плохо формализуемых предметных областей. (А к ним мы можем смело отнести процесс формирования личности студентов и управление им.) Но, судя по литературе и практике современного управления, это всё ещё малоэффективно. Авторы вышеуказанного технологического подхода (KDD), несмотря на его перспективность, признают, что его разработка и внедрение сталкивается с рядом трудностей. Таким образом, возлагать надежды на вычислительную технику нового поколения рано. Следовательно, мы находимся в переходном периоде: не можем решить проблему при помощи современного компьютерного инструмента. Хотя, по оценкам экспертов, борьба на рынке систем сопровождения принятия решений ужесточается, и, может быть, породит доступных как компьютеры «советников руководителя». Таким образом, сложившиеся информационно-библиографическое обеспечение управления остается всё ещё вне конкуренции, но требует интеллектуализации, повышения уровня подготовки специалистов и комплексного использования традиционных источников информации и современных сетевых технологий. |